«Притча о десяти девах, – говорит святой Златоуст, – может убедить в том, что девство и все другие добродетели, чуждые дел милосердия, осуждаются вместе с людьми прелюбодейными, и бесчеловечными и немилосердный поставляется наравне с ними – и весьма справедливо. Ничто так не помрачает девства, как недостаток в милосердии, потому то немилосердных многие называют помраченными». 2
«К чему, скажи мне, будет годен тот, кто не творит милостыни? Ты постишься каждый день? Но и девы постились, однако не получили от сюда пользы. Молишься? Но то в этом? Без милостыни и молитва бесполезна. Без нее все нечисто, все бесполезно, без нее теряется большая часть добродетели». 3
Без милосердия нельзя войти в Царствие Небесное, и мы отойдем в огонь вечный, если у нас не будет доставать хоть одной этой добродетели. Идите от Меня, – скажет Господь, – проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. Почему же и за что это? Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. (Мф. 25, 41-43).
Видишь ли, Он ни в чем другом не обвиняет их, как только в отсутствии одного милосердия, и они погибают. И юродивые девы за одно только это были изгнаны из чертога, хотя они имели целомудрие, но так как у них недоставало милосердия, то они и не были допущены в чертог.
Что же значит, – спросишь ты, – за что они отсылаются в огонь и при том не просто в огонь, но в огонь, уготованным дьяволу и ангелам его. За что это и почему? Потому что ничто только не оскорбляет Бога, как обида, делаемая нами ближним нашим. Мы должны любить и врагов; поэтом отвращающийся любящих его и являющийся, таким образом, хуже самых язычников, какого не будет достоин наказания? Итак, ПО ВАЖНОСТИ ГРЕХА, ТАКОВОЙ СПРАВЕДЛИВО ДОЛЖЕН ОТОЙТИ В ГЕЕНУ С ДЬЯВОЛОМ. 4
- . Свт. Иоанн Златоуст, Слово о милости. -2
- Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 77 на Евангелие от Матфея. -3
- Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 6 на второе Послание к Тимофею. -4