«Милостыня есть великая красота и драгоценность, – говорит святой Златоуст, великий дар, или лучше-великое благо. Если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочим добродетелям. Смотри, сколько добра происходит от этого. Дающий милостыню, как должно давать, научается презирать деньги; научившись презирать деньги, исторг корень зол – сребролюбие. Посему он делает добро не столько другим, сколько себе, не только потому, что милостыне подлежит воздаяние и награда, но потому, что душа его делается любомудрой, высокой и богатой.
Дающий милостыню приучается не дорожить ни деньгами, ни золотом, а приучившись к сему весьма великий сделал шаг к небу и уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре, зависти и печали. Ибо знаете сами, что все зло от денег, и что из-за денег бесчисленные брани. А кто научиться презирать деньги, тот поставил себе тихое пристанище и уже не боится лишения, ибо сему его научила милостыня. Он уже не желает принадлежащего ближнему. Ибо, как может желать этого тот, кто уступает свое и отдает? Он уже не завидует богатому. Ибо, как может завидовать тот, кто желает быть бедным? Он очищает око души своей».1
«Бог повелел давать деньги нуждающимся не для того только, чтобы пособить им в нищете, но для того, чтобы научить нас состраданию».2
Тот, кто научился быть милосердным к несчастным, научиться и незлопамятствовать врагам»3
«Кто заботиться о благосостоянии других, тот никого не оскорбит, о всех станет болезновать, всем по силе своей будет помогать, ни у кого ничего не станет отнимать, не будет лихоимствовать, ни лжесвидетельствовать; воздержится от всякого порока, будет хранить всякую добродетель, молиться за врагов, благодетельствовать наветующим, ни с кем не будет ссориться, никого не будет злословить, хотя бы сам слышал бесчисленные хулы».4
«Кто постоянно подобает бедному, тот легко и от гнева отстает, и никогда не будет высоко думать о себе. Как врач, постоянно пользующий раненых, легко смиряется, вглядываясь в человеческую природу при несчастных случаях с другими; так и мы, если решимся помогать бедным, удобно научимся любомудроствовать, не будем дивиться богатству и не станем считать настоящего чем-нибудь великим, но будем пренебрегать всем».5
Милостыня доставляет не только Царство Небесное, но и в настоящей жизни безопасность и избыток. Кто сказал это? Сам тот, кто властен сделать это. Подающий из своего имения бедным, сказал Он, сторицей примет в этом веке и жизнь вечную наследует (Мф.19,29)
«Нищие-воины. Они, приняв милостыню, умилостивляют Бога, они разрушают козни не варваров, а демонов; не допускают лукавому духу более усиливаться и делать на тебя непрестанные нападения, но ослабляют его силу»6.
«Не может быть, поистине не может быть, чтобы дом, утвержденный на милостыне, потерпел какое-нибудь бедствие; а если и потерпит время, то это послужит к его благу, это будет лучше оружия и щита для всякого такого дома.
Послушай, что говорит диавол об Иове: не Ты ли оградил его и дом его, и все, что у него есть (Иов.1,10). За что? О том, послушай, как говорит сам Иов: Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих (Иов.29, 15.16).
Однако скажешь, Иов потерпел бедствия? Но это бедствие сделалось для него причиной многих благ: сугубого имущества, большей награды, высшего прославления, светлых венцов, духовные и житейские блага его умножились. Он лишился детей; но опять получил не тех, же самых, а других вместо тех, но и тех получил в воскресение. Все это произошло с ним потому, что он был усерден к раздаянию милостыни».7
«Тогда, и мы бываем услышаны, когда сами слышим приходящих к нам нищих».8
«Сострадание людям, находящимся в несчастье, доставляет нам великое дерзновение пред БОГОМ».9
«Кто защищает обиженного, -говорит преподобный Исаак Сирин, -тот поборником себе обретает Бога. Кто руку свою простирает на помощь ближнему, тот в помощь себе приемлет Божью мышцу».10
«Благоразумны те, – говорил Григорий Богослов, – кои не веря благам настоящим, собирают себе сокровище в будущем, и, видя непостоянство и переменчивость благополучия человеческого, любят благотворительность, которая никогда не изменяет.
За то, без сомнения, получат они, по крайней мере, одно из трех воздаяний: или то, что ни когда не подвергаются бедствиям, потому, что Бог часто и земными благами утешает благочестивых, призывая их Своей благостью к состраданию; или то, и среди бедствий они имеют в себе дерзновение к Богу, ибо страждут не за порочную жизнь, а по особенному устроению промысла; или, наконец, то, что они по праву могут требовать от людей благоденствующих такой же сострадательности, какую сами оказывали нуждающимся во время своего счастия».11
1.Свт.Иоанн Златоуст. Послание к филиппийцам.
2.Свт.Иоанн Златоуст. Беседа 19 на Послание к римлянам
3.Свт.Иоанн Златоуст. Беседа 14 на Деяния апостолов
4.Свт.Иоанн Златоуст. Беседа 77 на Евангелие от Матфея
5.Свт.Иоанн Златоуст. Беседа 88 на Евангелие от Иоанна
6.Свт.Иоанн Златоуст. Беседа 66 на Евангелие от Матфея
7.Свт.Иоанн Златоуст. Беседа 7 на второе Послание к Тимофею
8.Свт.Иоанн Златоуст. Беседа 11 на Послание к евреям
9.Свт.Иоанн Златоуст. Беседа 1 на второе Послание к Тимофею
10.Свт. Исаак Сирин. Слово 85
11.Свт.Григорий Богослов. Слово о любви к бедным