Кто нуждается в милости?

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Мф. 5:7

Ницше полемизирует с христианством (1888 г., за год до его сумасшествия): “Христианство – религия жалости, а не религия власти. Ничего нет в нашей нездоровой современности более нездорового, чем христианская жалость”.

Мир размывает границы между добром и злом. Более того, он переставляет их местами. В благородном негодовании пророк Исаия писал: “Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!” (5:20). Горе тем, для кого смирение или кротость – признак ничтожества, для кого сострадание, прощение и милость – просто проявление слабости, бессилия.

Согласно Библии, милость – одна из вершин христианской добродетели. Милость не проявление слабости. Слабый будет мстить, копить обиду, носить камни за пазухой. Сильный духом прощает, милует и испытывает великое блаженство, ибо милость – еще один шаг к счастью.

Наверное, не напрасно эта заповедь идет после провозглашения блаженства алчущих и жаждущих правды. В стремлении к правде важно не забывать о милости, подражать справедливому и многомилостивому Богу.

1. Что значит милость?

Милость – это любовь в действии. Это не просто эмоциональный приступ жалости, но сознательное усилие ума и воли, решение сердца быть добрым к человеку. Проявлять милость – значит поступать с другими, как Бог поступил с нами, значит не воздать по заслугам, а дать человеку то, чего он не заслужил.

Проявить милость – значит понять. Легко осуждать человека, и именно это мы обычно делаем, когда он поступает не так, как нам кажется правильным. Но, может быть, стоит подумать о его жизни, войти в его положение, увидеть мир его глазами. Может быть, в его условиях я бы поступил намного хуже.

И еще, милость не попустительство. Если мы любим человека, мы найдем способ указать на неправильное поведение. Ведь и Бог, прощая и милуя нас, не желает, чтобы мы оставались такими же.

Особенно в церкви человек должен испытать милость, потому что в мире ее не найдет. Конечно, и там есть крошки милости, но в церкви – царство милости. Здесь правит многомилостивый и долготерпеливый Господь. Здесь дети Божии стремятся уподобиться своему Отцу в милости. Здесь изливается живая вода в виде любви, прощения и милосердия к ближним и дальним. Сюда приходят труждающиеся и обремененные, чтобы испытать милость. Готовы ли мы оказать ее им?

В своем стремлении к святости, к восстановлению справедливости мы проявляем иной раз чрезмерную строгость. Желая искоренить грех, наказать его, остановить распространение беззакония, мы бываем ревностны не по рассуждению, стараемся быть справедливее Бога и забываем о милости.

Справедливость имеет большую цену в очах Божиих. Господь требует от нас “действовать справедливо” (Мих. 6:8). Но выше справедливости – милость. “Око за око” и “зуб за зуб” не решают всех проблем. Ведь, смотрите, и с нами Бог поступает скорее по милости, чем по справедливости, иначе бы мы давно погибли. Бог не по справедливости отдал Своего Сына за наши грехи, а по милости. По милости Своей Иисус Христос, не сделавший греха, умирал на кресте (милость дорого стоит). По милости Своей Господь сегодня предлагает прощение каждому, кто приходит к Нему.

2. Кто нуждается в нашей милости?

2.1. Спотыкающийся, падающий друг нуждается в нашей милости.

Ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Трудно было придумать худший грех, разве что явное идолопоклонство или гадание. Она, согласно закону, заслуживала смерти. И фарисеи искушали Христа. Как Он поступит в этом случае? Прощение – пренебрежение справедливостью. Наказание же покажет, что у Него нет любви.

Закон суров и справедлив. Но Христос знал слабость человеческую и милость Божию. Упасть может каждый. Но кто раскаивается – может быть уверен в Божьем прощении. Иисус сказал согрешившей женщине: “Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Ин. 8:11).

Легче показать пальцем, чем протянуть руку помощи. Но ведь мы и сами можем оказаться в положении лежащего. Мы тоже можем упасть!

Апостол Павел призывает: “Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы” (Кол. 3:12-13).

2.2. В милости нуждаются наши ближние, бедствующие, больные, слабые.

Лозунгом проповедника Джона Весли были слова: “Делай все доброе, что можешь, всеми средствами, какими только можешь, во всякое время, когда это возможно, всем, кому возможно, так долго, насколько это возможно”.

Пр. 3:27: “Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его”. Помочь нуждающемуся – значит проявить милость.

2.3. В милости нуждаются наши враги.

Христос говорит: “И, если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И, если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд” (Лук. 6:33-36).

Делайте добро тем, кто делает вам зло. Пусть это противоречит тому, чему учат в мире. Но лучший способ победить врага – сделать его другом. Проще всего на раздражение соседа ответить ему тем же, но тогда пропасть между вами только увеличится. А ведь он побежден грехом и нуждается в милости. Все отвечают злом на зло. Но кто готов ответить добром?!

3. Почему я должен быть милостив? 

3.1. Потому что Бог проявил ко мне милость.

Бог милостив. Библия говорит: “Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый, и многомилостивый, и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов…” (Исх. 34:6-7); “Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый…” (Неем. 9:17).

Христианство начинается с милостивого Бога, а не с хорошего человека. Но получившие милость от Бога так счастливы, что делаются милостивыми к другим. И это отношение к ближним показывает, как мы относимся к Богу.

3.2. Потому что в будущем нам нужна будет милость.

Бог был милостив ко мне в прошлом. В будущем я не смогу прожить без Его милости. Библия говорит: “Ибо суд без милости не оказавшему милости” (Иак. 2:13).

Я уверен, что между сегодняшним днем и смертью сделаю много плохих поступков. Не надо сжигать мосты. Не надо говорить: “Давайте всем воздавать по заслугам”. Что, если Господь, в конце концов, поступит с нами по справедливости? Особенно в День Суда? Лучше мне проявить милость. Не для того, чтобы своей милостью заработать вход в Царство небесное. Это невозможно. Но важен сам принцип: если я милую, то могу надеяться на помилование.

3.3. Потому что милость ведет к блаженству.

Иисус сказал: “Блаженны милостивые”. Верно и обратное: “Несчастны немилосердные”. Так оно и есть. Вероятно, самые несчастные люди, которых вам довелось встречать, – это недоброжелательные, злобные, мстительные. Но милостивые распространяют блаженство, как приятное благоухание, и оно возвращается к ним.

Иисус Христос призывает нас проявлять милость друг ко другу. Бог простил нас. За каждый грех Он уплатил смертью Иисуса Христа. Мы не заслужили Его милости. Но Он милующий Бог. Он любит прощать и нас учит прощению. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Матф. 5:7).

Автор: Леонид Михович

Дата публикации: 07/09/2004

 

 

 

Related posts

Ты делаешься подобным Богу

Благотвори бедному доброхотно

Что есть милосердие? Милосердие есть любить врагов, благословлять проклинающих