«Не малую любовь ко Христу показывает тот, – говорит святой Тихон Задонский, – кто во имя Его милость телесную ближнему делает; но большая любовь есть, когда духовно ближнего созидает. Чем большая есть душа от тела, тем большая милость к ближнему и ко Христу любовь, когда душа созидается. Христос весьма души человеческие любит, так что и умереть за них благоизволил. И потому ничто не может благоприятнее Ему быть, как спасение человеческое; и никто не может более Его любить, как тот, который спасения ближнего ищет».1
«Во сколько душа, – говорит святой Златоуст, – лучше тела, во столько высших пред подающих бедным деньги наград удостоятся те, коих увещанием и частыми внушениями руководят нерадивых и беспечных на прямой путь, и показывают им безобразие порока и великую красоту Божественной добродетели». 2
«Нет ничего холоднее христианина, который не заботиться о спасении других. Здесь ты не можешь извиниться бедностью».3
«Ни что столько не раздражает Бога, как небрежение о спасении ближних. Посему Он и признаком учеников Своих поставил любовь; ибо тот, кто любит, необходимо печется о благосостоянии любимого лица. В сем – то, собственно, и состоит жизнь; напротив, кто живет только для самого себя, а о всех прочих не радит, тот лишний, тот не человек, а изверг рода человеческого».4
«Одни бессловесные не заботятся о ближних и не имеют никакого понятия о других. Нет больше доказательства любви, как не презирать заблуждающих братьев».5
«Ни что так Богу не любезно, как полезная для всех жизнь. Потому – то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, дабы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего».6
Когда ты увидишь, что кто – либо нуждается в душевном и телесном врачевании, не говори сам себе: почему-такой-то и такой-то не излечил его? Но сам избавь больного от недуга и не требуй от тех отчета в их небрежении о нем. Ведь, если ты заметишь, что лежит золотая монета, то не говоришь, зачем-такой-то и такой-то не подняли ее, но спешишь схватить ее прежде всех. Так рассуждай и о падших братьях, и заботливость о них считай за находку сокровища. Ибо, если ты прольешь на него, как елей, слово учения, если обвяжешь его кротостью, если уврачуешь терпением; то он обогатит тебя более, нежели какое-либо сокровище. Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста, – говорит Господь (Иер. 15, 19). Что может сравниться с сим? Чего не может сделать ни пост, ни возлежания на земле, ни всенощные бдения, ни что-либо другое, то делает попечение о спасении брата.
Подумай, как часто уста твои грешили, сколько произносили непристойных слов, сколько богохульств, сколько ругательств, и ты непременно примешься за попечение о падшем, потому что чрез одно это дело можешь очистить всю такую нечистоту свою. Что я говорю: очистить? Ты сделаешь уста свои устами Божиими. Что может сравниться с этой честью? Это не я обещаю, сам Бог сказал, что, если хотя одного кого-либо изведешь, то уста твои будут как Мои уста, – чисты, святы. Итак, не будем беспечны в рассуждении братьев, но позаботимся о спасении их. 7
Свт. Тихон Задонский. О истинном христианстве. О милости к ближнему.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 3 на книгу Бытия.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 20 на деяния Апостолов.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 77 на Евангелие от Матфея.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 18 на Послание к ефесянам.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 78 на Евангелие от Матфея.
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 6 против иудеев.
Елей премудрых дев. Москва 2004г.