Молитва есть огонь, особенно когда она воссылается трезвенной и бодрствующей душою, но этот огонь имеет нужду и в елее, чтобы достигнуть до самых небесных сводов. А елей для этого огня есь ничто иное, как милостыня. Подливай же этого елея обильно, чтобы ободряясь добрым делом, ты мог совершать молитвы с большим дерзновением и большим усилием.
Сделай должником Бога, и потом проси Его; дай Еу взаймы, и потом требуй, чтобы получить с прибытком. Бог хочет этого и не отвергает. Если ты просишь Его с милостыней, то Он благоволит к тебе, если просишь Его с милостыней, то даешь Ему взаем и получишь прибыток.
Так внушаю вам: не за воздояние рук можно быть услышанным; простирай руки свои не к Нему, а к рукам бедных. Если ты будешь простирать руки к рукам бедных, то достигнешь самой высоты Неба, ибо там восседает Тот, кто принимает милостыню. А если станешь воздевать руки без плода, то не получишь никакой пользы.
Подлинно, не за воздаяние рук и не за множества слов, но за дела можно быть услышанным, что говорит Пророк: когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас, и если умножите моление, не услышу вас (Ис. 1, 15) Кто имеет нужду в милости, тому следовало бы молчать и не многоглагольствовать! Между тем, что говорит пророк: спасайте сирых и смиренных, и защищайте вдовиц, и научитесь добро творить (ис. 1.17)
Таким образом, мы можем быть услышаны, хотя бы и не воздевали рук наших, хотя бы и ничего не говорили и ни о чем не просили.1
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на второе Послание к Тимофею.