Дом О милосердии Истоки государственной благотворительности в России

Истоки государственной благотворительности в России

by nak18

История благотворительности ведет начало с древней Руси, и на ранних исторических периодах развития российского государства принимала различные формы. Известно, что Великий князь Владимир Святославович еще в X веке осуществлял благотворительную деятельность в отношении нищих и убогих. Каждый нуждающийся мог во дворе князя получить необходимые еду, питье, одежду. Для неспособных дойти до двора князя  вода и пища развозилась по улицам. При этом велся опрос населения о местонахождении нищих и нуждающиеся в помощи. В этом выражалась благотворительная деятельность князя как элемент государственной политики, носящий личностный оттенок. Определение благотворительной деятельности требует  уточнения.

 

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона благотворительная деятельность определяется как «нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». В рамках этого определения подобная деятельность князя являлась действительно благотворительной. В то же время Великий князь Киевской Руси являлся главой государства, и в соответствии со своим статусом был обязан заботиться о своих подданных. В старой исторической литературе подобная деятельность князей считалась благотворительной, принимавшей различные формы.  Великий князь Владимир Святославович, принявший православие на Руси, служил для народа образцом сострадания и “был истинным отцом бедных”. Благотворительная деятельность в целом воспринималась как христианский долг верующего человека, которому следовали другие. Преемники Владимира, княжеская и боярская верхушка (власть имущие и держащие) относятся к одним из первых благотворителей на Руси в силу своего экономического и политического положения, формировавшего специфические формы благотворительности.

 

Другим крупным благотворителем на Руси являлась православная церковь. Ее функции и формы в этой области были многосторонние. Церковь, согласно вероучению, проповедовала идеи нравственного совершенствования, в том числе и идеи добра, благодеяния. Другой функцией церкви была непосредственная забота о нищих и обездоленных. Особо важную роль в плане развития форм благотворительности сыграли монастыри. В истории монастырей имелось много ярких и славных страниц истинного подвижничества и милосердия. Князья, как представители правящей верхушки, отражали государственные представления, а церковь формировала идеологию благотворительности имущего населения Киевской Руси.

 

Самой распространенной формой благотворительности в древние времена была милостыня. Милостыню подавали (согласно христианским принципам) различные слои имущего населения. Среди них были купцы как наиболее состоятельные жители государства (после высших слоев населения). Таким образом, наряду с благотворительностью представителей государственной власти существовали формы частной мотивации граждан Руси в благотворительной деятельности.

 

На формирование и развитие благотворительности оказывали влияние как внутренние, так и внешние факторы. Однако в период феодальной раздробленности и татаро-монгольского нашествия дело благотворительности не исчезло. В условиях постоянных междоусобных войн князья и бояре не всегда имели возможности оказывать помощь нуждающимся жителям. Поэтому все дело благотворительности (общественного призрения) находилось в руках духовенства. Можно сказать, что благотворительность в это время имела не государственный, а частный характер.

О. К. Павлова. Санкт-Петербург

Похожие публикации

Оставить комментарий

-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00