Благородно только то, что бескорыстно. Ж. Лабрюйер
Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодного ребенка. К. Прутков
Жизнь сердца, жизнь душевная, радость, надежда и любовь – вот истинные богатства. Б. Бичер
Ищите Бога в своем собственном сердце, вы не найдете Его больше нигде. Арабское изречение
- Вступление.
Благотворительная деятельность является нравственной древнейшей и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. В нашей стране резкий разрыв с благотворительностью произошёл около 80 лет назад, когда само понятие «благотворительность» практически вышло из официального потребления. Благотворительность является важной составной частью предпринимательской деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим (добровольная, бескорыстная передача денег, имущества). Традиционными её объектами во всём мире являются люди, страдающие от тяжёлых недугов, инвалиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а так же дети и взрослые, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы.
Общественная благотворительность в России зародилась ещё в домонгольский период. Простейшие виды благотворительности, заключающиеся только в кормлении нищих, оказывались, как свидетельствуют летописи, отдельными «нищелюбцами», среди которых были князья, духовенство и другие виднейшие люди.
В годы становления Киевской Руси благотворительность была делом отдельных лиц и не включалась в круг государственных обязанностей. Находясь под влиянием православного учения, Владимир, в числе первых давал пример сострадательности к тем, кто нуждается в помощи – к убогим, нищим, сиротам. Вслед за ним активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича, при котором было открыто первое в Новгороде училище для бедных юношей.
Развитие традиций благотворительности было приостановлено татаро-монгольским нашествием на Русь. Миссия общественной благотворительности всё более становится делом церкви. Первые в государственные больницы, в которых лечили бедных бесплатно, были также учреждены церковью. При императоре Александре I были также учреждены кассы на содержание вдов и сирот пасторов Саратовских протестантских колоний (1806 г.), убогая и училищная в Дерпте (1813 г.) и т.д. Так появилась первая частная организованная благотворительная помощь. К концу XIX столетия в России насчитывалось более 14 тысяч благотворительных обществ и заведений.
- 1. Исторический опыт.
Ведущее место в истории благотворительности России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки.
Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, – это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчета. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители делового отечественного мира, и благотворительность стала в определенном смысле исторической традицией российских предпринимателей.
Истоки благотворительности деловых российских людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».
В XVIII – первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметьевский Странноприимный дом, Вдовий дом, Голицынская больница и многие другие.
Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян предприимчивых крестьян – к третьему или четвертому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII – начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими духовными запросами.
В условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определенным средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».
В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и др.
Исследователь С. Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодникова, который из общей суммы наследства в 21 млн. руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс. руб.).
Итак, не будет преувеличением сказать, что без огромной благотворительной деятельности предпринимателей не было бы у нас таких высот национальной культуры, как шедевры К. Брюллова, А.Иванова, Ф. Шубина, как Третьяковская галерея, Бахрушиниский музей и Московский художественный театр, как усадьба Абрамцево, как выдающаяся русская опера с ее непревзойденным Ф. Шаляпиным и многое, многое другое . Не было бы, наконец, столь блистательных достижений науки, могучей книжной и музыкальной культуры – всего того, что сделало Россию великой, духовно богатой державой мира.