Милости хочу, а не жертвы

“Пойдите, научитесь, что значит: ‘Милости хочу, а не жертвы'” (Мф 9, 13).

 

Поведение Иисуса Христа было настолько новым по отношению к общепринятому образу мышления, что оно нередко возмущало добропорядочных граждан. Так случилось и в тот день, когда Он позвал за Собой Матфея, а затем отправился вместе с ним обедать. Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи.

Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач – с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что’ означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: “Милости хочу, а не жертвы” (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви – как в притче о блудном сыне.

“Будьте милосерды, – сказал Иисус, – как и Отец ваш милосерд” (Лк 6, 36). В этом – совершенство (см. Мф 5, 48).

“Пойдите, научитесь, что значит: ‘Милости хочу, а не жертвы'”.

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: “Пойдите, научитесь…” Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что’ значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: “Видевший Меня видел Отца” (Ин 14, 9).

“Пойдите, научитесь, что значит: ‘Милости хочу, а не жертвы'”.

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь – это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва – деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии.

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли “враги”. Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из “врагов”. Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки “враг”, расплатившись в кассе, сказал ему:

– Я должен тебе кое в чём признаться.

– Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

– Зачем же ты помогал мне, если я твой “враг”?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

 

Related posts

Ты делаешься подобным Богу

Благотвори бедному доброхотно

Что есть милосердие? Милосердие есть любить врагов, благословлять проклинающих