“Пойдите, научитесь, что значит: ‘Милости хочу, а не жертвы'” (Мф 9, 13).
Поведение Иисуса Христа было настолько новым по отношению к общепринятому образу мышления, что оно нередко возмущало добропорядочных граждан. Так случилось и в тот день, когда Он позвал за Собой Матфея, а затем отправился вместе с ним обедать. Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи.
Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач – с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что’ означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: “Милости хочу, а не жертвы” (См. Ос 6, 5).
Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви – как в притче о блудном сыне.
“Будьте милосерды, – сказал Иисус, – как и Отец ваш милосерд” (Лк 6, 36). В этом – совершенство (см. Мф 5, 48).
“Пойдите, научитесь, что значит: ‘Милости хочу, а не жертвы'”.
Иисус и сегодня призывает каждого из нас: “Пойдите, научитесь…” Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что’ значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: “Видевший Меня видел Отца” (Ин 14, 9).
“Пойдите, научитесь, что значит: ‘Милости хочу, а не жертвы'”.
Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь – это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва – деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии.
Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.
Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.
Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли “враги”. Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из “врагов”. Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.
В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки “враг”, расплатившись в кассе, сказал ему:
– Я должен тебе кое в чём признаться.
– Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.
– Зачем же ты помогал мне, если я твой “враг”?
Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.