«Милостыня есть царица добродетелей, – говорит святой Златоуст, – весьма скоро возводящая на небо». «Велика и превосходна сила милостыни, великое дерзновение пред Богом имеет эта добродетель: как какая – нибудь царица нашей жизни, так она с великой смелостью обыкновенно проходит небесные своды, и те Силы, которыми вверены врата небесные, видя входящую милостыню, с великой честью отверзают те врата ради нее и другим добродетелям; а если видят их идущими без милости, то запирают врата пред ними. Это видно из притчи о пяти девах, которые не были допущены в священный чертог за то, что не имели в светильниках постоянного елея, и заметь различие: милосердие без девства водворило имеющих на небо, а девство без милосердия не могло сделать этого».
«Человек, – говорит святой Златоуст, – всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком. И чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества». «Милость поистине есть царица, делающая людей подобных Богу».*
«Давая многие другие заповеди, Господь не присовокупил слов: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк.6,36), – а употребил их, говоря только о милостыне. Ибо ничто столько не уподобляет нас Богу, как благотворительность»
«Милосердие и сострадание уподобляет нас Богу. Не сказал Господь: «Если станете поститься, то будете подобно Отцу вашему»; не сказал: «Если станете соблюдать девство», или: «Если станете молиться, то будете подобно Отцу вашему». Но сказал: Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк.6,36). Это – дело Божие.
«Милостивый – тот и есть человек; ибо миловать значит быть Богом. Видишь, какая сила милости Божией. Она произвела все, она создала мир, она сотворила Ангелов, все по единой благости. И геенной угрожает Бог для того, чтобы нам чтить Царство. Итак, будем милосерды к ближним, чтобы нам самим быть помилованными».
«Будь для несчастного Богом, – говорит Григорий Богослов, – подражая милосердию Божию. Ибо ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение, хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше, сообразно своим силам»
«Мы будем сотрудниками Божиими, – говорит святой Златоуст, – если будем оказывать милосердие бедным. Бог привел нищего из небытия в бытие; ты же не допускаешь погибнуть от голода и других несчастий того, кто призван уже к бытию, и ухаживаешь за ним, поправляешь и всеми способами поддерживаешь храм Божий. Что сравниться с такой пользой, властью и честью? Если бы Бог даровал тебе такую власть, что ты мог бы поновлять обрушивающееся небо; то не почтешь ли этого такой честью, которая гораздо выше тебя? Но Бог удостоил тебя еще большей чести. Он поручил тебе исправлять то, что для него дороже самого себя. Ибо пред Богом ничто видимое не может сравниться с человеком. Для человека Он сотворил и небо, и землю, и море. В человеке лучше любит обитать Он, нежели на небе.
Милостыня есть благо и Божий дар, и подаяние милостыни уподобляет нас, по возможности, Самому Богу. Когда ты видишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу добрых дел, и таким образом сокрушает силу диавола, подвергается же затем искушениям и опасностям, не смущайся этим: потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар наносит диаволу.