“Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36).
“Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5, 7).
“Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем). В день бедствия избавит его Господь” (Пс. 40, 2).
Как нам приучать себя к милосердию? По тому же закону постепенности, как при обучении всякой науке и искусству, переходя от легкого к более трудному.
Положим, что у нас есть пороки сребролюбия, скупости и жадности, которые мешают делам милосердия. Нам надо начать с того, чтобы отдавать все то, что не нужно нам самим.
То удовлетворение, которое мы получим, и наблюдение радости одаряемых помогут нам в следующий раз давать уже с небольшой жертвой для себя. Так будем восходить мы от “внешнего к “внутреннему”, от “благотворительности” к истинному ‘ милосердию”, когда тот, кому мы “благотворим” будет мил сердцу нашему.
Внутри нас произойдет постепенно перемена: если мы вначале совершали дела благотворения с чувством жертвы, борясь со своим сребролюбием и с желанием запастись и сберечь блага для себя, то потом мы будем дарить все легко и получать от своих дел милосердия чистую, сердечную радость.
Здесь следует вспомнить жизнеописание доктора Гааза — покровителя заключенных и великого праведника.
Не сразу сделался Гааз таким. В начале своей работы он имел большую и прибыльную практику, ездил на шестерке лошадей, имел имение и суконную фабрику.
По мере того, как разгоралось его сердце великою любовью ко всем несчастным, он постепенно стал употреблять на помощь им не только все свои заработки и все свое богатство, но и все свое имущество. Когда он умер, то его пришлось хоронить на средства полиции.
Добродетель милосердия занимает особое место среди всех других добродетелей. Суд Господень при конце мира будет происходить по признаку проявления человеком милосердия (Мф. 25, 34-46).
Поэтому, как говорят св. отцы, враг человеческий особенно ненавидит милосердие.
Дела милосердия неизменно вызывают милость Божию еще при жизни и тем, кто их творит. По словам еп. Вениамина Милова: “Бог хранит каждое благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать сына… Долг угодников Божиих не пропускать делать добро и совершать их неистощимо с полной любовью”.
Между тем, кумир мира — “мамона” — вместе с маловерием (Мф. 6, 24) часто господствует в какой-то мере и в наших сердцах. При этом мы забываем слова Господа: “Не заботьтесь о завтрашнем дне” (Мф. 6, 34), и от этого может быть ограничиваем ту помощь, которую мы могли бы оказать ближним в нужде. У нас недостает веры в слова апостола: “Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” (2 Кор. 9, 6) и обетование Божие: Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною, и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам” (Лк. 6, 38).
А как часто это обетование сбывалось чудесным образом! Вот св. Филарет Милостивый отдает нуждающемуся последних волов и нищим — последние запасы взятого в долг зерна. Став же сам нищим, он становится затем тестем Константинопольского императора.
Вот прп. Савва Освященный, прп. Сергий Радонежский и другие милостивые игумены раздают голодным последние запасы монастырского продовольствия и тем вызывают нарекания и ропот братьев. Но Господь же никогда не посрамляет Своих верных рабов: тотчас же после подаяний монастырские запасы по промыслу Божиему пополнялись вновь в избытке.
О том, как достигали наивысших ступеней милосердия простые русские крестьяне, пишет в своих записках старец Силуан: “Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа… Меня этому еще родной отец научил. Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен.
Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: “Смотри, у нас воруют снопы”. А он мне говорит: “Э, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть”.
Доля, отдаваемая неимущим в церкви, как бы освящает весь Доход.
Когда же случалось, что христианин пожалел что-либо или уменьшил сумму дара, Господь часто показывал, как много он терял от этого.
Интересен в этом отношении один рассказ из жизнеописания прп. Серафима.
При посещении Преподобного одним военным, последний дал Преподобному три рубля. Уходя от Преподобного, военный стал смущаться, думая: “Зачем святому отцу деньги?” Однако он понял, что это было искушение и вернулся к Преподобному, чтобы покаяться в нем.
Предваряя его рассказ, Преподобный сказал ему: “Во время войны с галлами надлежало одному военачальнику лишиться правой руки, но эта рука дала какому-то пустыннику три монеты на святой храм, и молитвами Святой Церкви Господь спас ее. Ты пойми это хорошенько и впредь не раскаивайся в добрых делах”.
Так малое наше доброе дело может иметь очень важное для нас последствие.
А вот и другой пример тому, как много можно достичь через милосердие.
Одной петербургской вдове необходимо было устроить сына в учебное заведение с интернатом, что не удалось ей сделать, несмотря на усиленные хлопоты. Тогда она обратилась к известному тогда духовному отцу с просьбой помочь ей в этом деле. Он обещал, но сказал, что потребуются для этого деньги. Думая, что деньги пойдут на подарки влиятельным лицам, вдова дала довольно крупную сумму.
На другой день к вечеру ей было сообщено, что дело должно наладиться. Действительно, в следующий за этим день она очень легко устроила сына. Она поехала поблагодарить духовное лицо и поинтересовалась, кто непосредственно помог ей. На свой вопрос она получила следующий неожиданный для нее ответ: “Получив от тебя деньги, я разменял их на мелочь, и целый день ездил по церквам и местам, где собирались нищие, раздавая деньги и прося помолиться за твоего сына. Мои “господа (так называл нищих св. Филарет Милостивый) все обещали молиться, и видишь: Господь не посрамил наше упование.
Здесь оправдалось указание старца прп. Иоанна (сподвижника прп. Варсонофия Великого), который писал: “Купите заступление бессмертного и нетленного Царя Бога через нищих, ибо Он сделанное нищим воспринимает на Себя: “Алкал Я, и вы дали Мне есть” (Мф. 25, 35).
Мы слышали рассказ про одну рабу Божию, сидевшую в тюрьме. Она получала на день лишь небольшой ломтик хлеба, но каждый день она все же отделяла от него кусочек, чтобы отдать кому-либо из больных и голодных. “Если я не сделаю этого, — говорила она, — то я и потеряю этот день жизни и, вероятно, и сама буду голодать при своей пайке”.
Так же думал и старец Зосима из Троице-Сергиевой Лавры, который говорил: “Пропал для вечности тот день, в который ты не сотворил милости. Милостыня помогает нам получить благодать Святого Духа”.
Если милосердие низводит на проявляющих его Божие благословение, то с другой стороны, немилосердные поступки христианина влекут за собой оставление его Божией благодатью.
Об этом так пишет прп. Исаак Сириянин: “Посему будем непрестанно понуждать себя — во всякое время внутренне быть милосердными ко всякому разумному естеству. Ибо так внушает нам учение Господне. И надобно не только сохранять это внутреннее наше милосердие, но когда потребуют самые обстоятельства дел и нужда, не вознерадеть и о том, чтобы доказать любовь свою к ближнему явно. Ибо мы знаем, что без любви к ближнему ум не может просвещаться Божественною беседою и любовью”.
Характерным примером этого является случай из взаимоотношений Московского митрополита Филарета и доктора Ф. П. Гааза.
Вот как описывает А. Ф. Кони этот случай: “Митрополиту Филарету (он был председателем комитета по помощи заключенным) наскучило постоянное и, может быть, не всегда строго проверенное, но вполне понятное ходатайство Гааза о предстательстве комитета за “невинно осужденных” арестантов.
«Вы все говорите, Федор Павлович, — сказал митрополит «Филарет, — о невинно осужденных… Таких нет. Если человек подвергся каре, — значит, есть за ним вина».
Вспыльчивый и сангвинистический Гааз вскочил со своего Места. “Да вы о Христе позабыли, Владыко!”— воскликнул он, указывая тем и на черствость подобного заявления в устах архипастыря, и на евангельское событие —осуждение невинного Христа.
Все смутились и замерли на месте: таких вещей митрополиту Филарету, стоявшему в исключительно влиятельном положении, никогда и никто еще не дерзал говорить.
Но глубина ума митрополита Филарета была равносильна сердечной глубине Гааза. Он поник головой и замолчал, а затем, после нескольких минут томительной тишины встал и сказал:
“Нет, Федор Павлович. Когда я произносил мои поспешные слова, не я о Христе позабыл — Христос меня позабыл”.
Так был наказан благочестивейший митрополит оставлением его Божией благодатью за проявление немилосердия.
“Не бедные имеют нужду в богатых, а богатые в бедных”, —пишет св. Иоанн Златоуст.
А другой праведник — священник из города Дара, говорил: “Мы должны быть счастливы, если бедные приходят у нас просить. Если бы они это не делали, нам пришлось бы разыскивать их”.
И у этого праведника было стремление — как можно более дарить и отдавать все другим тотчас же, как только он сам получал что-либо в подарок.
О. Иоанн С. давал такой совет:
“Просто, без больших трудов приходят к тебе деньги, — просто, не думая много и раздавай их щедро… Если нищие преследуют тебя, это значит — милость Божия непрестанно преследует тебя”.
У духовно возросших христиан, исполненных милосердия, последнее дано им в такой мере, что оно изливается на всех встречных и окружающих. Об этом так говорит прп. Исаак Сириянин: “Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех”.
О том, насколько для нас важно “миловать всех”, и насколько духовно обогащает милосердие самого дающего, о. Александр Ельчанинов пишет так: “Почему надо “подавать” всякому нищему, не входя в рассмотрение его достоинства, и даже, если знаешь, что он недостойнейший человек? Кроме того, что дающий обогащает себя духовно, а запирающий свое сердце и кошелек — грабит самого себя, — кроме этого, отказывая в милостыне, особенно у самых врат церковных, мы наносим тяжкий вред просящему, поселяем у него злобу, убиваем веру, возбуждая ненависть к богатым, сырым, религиозным.
Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается, прежде всего, сам — в его душу входит светлая целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердный — наоборот — он сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.
Быть добрым, — это не значит натаскать себя на добрые поступки, а накопить тепло благодати в своем сердце, и, прежде всего — очищением и молитвой. Как не простудиться на морозе? — быть внутренне согретым. Как не охладеть в мире? — обложить сердце теплотой благодати Духа Святого.
Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей”.
(Н.Е.Пестов. Современная практика Православного благочестия. С-Петербург 2002 стр521)