Дом О милосердии Пути к милосердию

Пути к милосердию

by nak18

“Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд       (Лк. 6, 36).

“Блаженны милостивые,  ибо они помилованы бу­дут” (Мф. 5, 7).

“Блажен, кто помышляет о бедном (и нищем). В день бедствия избавит его Господь” (Пс. 40, 2).

Как нам приучать себя к милосердию? По тому же закону постепенности, как при обучении всякой науке и ис­кусству, переходя от легкого к более трудному.

Положим, что у нас есть пороки сребролюбия, скупости и жадности, которые мешают делам милосердия. Нам надо начать с того, чтобы отдавать все то, что не нужно нам самим.

То удовлетворение, которое мы получим, и наблюдение радо­сти одаряемых помогут нам в следующий раз давать уже с небо­льшой жертвой для себя. Так будем восходить мы от “внешнего к “внутреннему”, от “благотворительности” к истинному ‘ милосердию”, когда тот, кому мы “благотворим” будет мил сердцу нашему.

Внутри нас произойдет постепенно перемена: если мы вначале совершали дела благотворения с чувством жертвы, борясь со своим сребролюбием и с желанием запастись и сберечь блага для себя, то потом мы будем дарить все легко и получать от своих дел милосердия чистую, сердечную радость.

Здесь следует вспомнить жизнеописание доктора Гааза — покровителя заключенных и великого праведника.

Не сразу сделался Гааз таким. В начале своей работы он имел большую и прибыльную практику, ездил на шестерке лошадей, имел имение и суконную фабрику.

По мере того, как разгоралось его сердце великою любовью ко всем несчастным, он постепенно стал употреблять на помощь им не только все свои заработки и все свое богатство, но и все свое имущество. Когда он умер, то его пришлось хоронить на средства полиции.

Добродетель милосердия занимает особое место среди всех других добродетелей. Суд Господень при конце мира будет про­исходить по признаку проявления человеком милосердия (Мф. 25, 34-46).

Поэтому, как говорят св. отцы, враг человеческий особенно ненавидит милосердие.

Дела милосердия неизменно вызывают милость Божию еще при жизни и тем, кто их творит. По словам еп. Вениамина Милова: “Бог хранит каждое благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать сына… Долг угодников Божиих не пропускать делать добро и совершать их неистощимо с полной любовью”.

Между тем, кумир мира — “мамона” — вместе с маловери­ем (Мф. 6, 24) часто господствует в какой-то мере и в наших сердцах. При этом мы забываем слова Господа: “Не заботьтесь о завтрашнем дне” (Мф. 6, 34), и от этого может быть ограни­чиваем ту помощь, которую мы могли бы оказать ближним в нужде. У нас недостает веры в слова апостола: “Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” (2 Кор. 9, 6) и обетование Божие: Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною, и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою ме­рите, такою же отмерится и вам” (Лк. 6, 38).

А как часто это обетование сбывалось чудесным образом! Вот св. Филарет Милостивый отдает нуждающемуся последних во­лов и нищим — последние запасы взятого в долг зерна. Став же сам нищим, он становится затем тестем Константинопольского императора.

Вот прп. Савва Освященный, прп. Сергий Радонежский и другие милостивые игумены раздают голодным последние запа­сы монастырского продовольствия и тем вызывают нарекания и ропот братьев. Но Господь же никогда не посрамляет Своих верных рабов: тотчас же после подаяний монастырские запасы по промыслу Божиему пополнялись вновь в избытке.

О том, как достигали наивысших ступеней милосердия про­стые русские крестьяне, пишет в своих записках старец Силуан: “Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа… Меня этому еще родной отец научил. Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен.

Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: “Смот­ри, у нас воруют снопы”. А он мне говорит: “Э, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть”.

Доля, отдаваемая неимущим в церкви, как бы освящает весь Доход.

Когда же случалось, что христианин пожалел что-либо или уменьшил сумму дара, Господь часто показывал, как много он терял от этого.

Интересен в этом отношении один рассказ из жизнеописания прп. Серафима.

При посещении Преподобного одним военным, последний дал Преподобному три рубля. Уходя от Преподобного, военный стал смущаться, думая: “Зачем святому отцу деньги?” Однако он понял, что это было искушение и вернулся к Преподобному, чтобы покаяться в нем.

Предваряя его рассказ, Преподобный сказал ему: “Во время войны с галлами надлежало одному военачальнику лишиться правой руки, но эта рука дала какому-то пустыннику три монеты на святой храм, и молитвами Святой Церкви Господь спас ее. Ты пойми это хорошенько и впредь не раскаивайся в добрых де­лах”.

Так малое наше доброе дело может иметь очень важное для нас последствие.

А вот и другой пример тому, как много можно достичь через милосердие.

Одной петербургской вдове необходимо было устроить сына в учебное заведение с интернатом, что не удалось ей сделать, не­смотря на усиленные хлопоты. Тогда она обратилась к известно­му тогда духовному отцу с просьбой помочь ей в этом деле. Он обещал, но сказал, что потребуются для этого деньги. Думая, что деньги пойдут на подарки влиятельным лицам, вдова дала довольно крупную сумму.

На другой день к вечеру ей было сообщено, что дело должно наладиться. Действительно, в следующий за этим день она очень легко устроила сына. Она поехала поблагодарить духовное лицо и поинтересовалась, кто непосредственно помог ей. На свой вопрос она получила следующий неожиданный для нее от­вет: “Получив от тебя деньги, я разменял их на мелочь, и целый день ездил по церквам и местам, где собирались нищие, разда­вая деньги и прося помолиться за твоего сына. Мои “господа (так называл нищих св. Филарет Милостивый) все обещали мо­литься, и видишь: Господь не посрамил наше упование.

Здесь оправдалось указание старца прп. Иоанна (сподвиж­ника прп. Варсонофия Великого), который писал: “Купите заступление бессмертного и нетленного Царя Бога через нищих, ибо Он сделанное нищим воспринимает на Себя: “Алкал Я, и вы дали Мне есть” (Мф. 25, 35).

Мы слышали рассказ про одну рабу Божию, сидевшую в тю­рьме. Она получала на день лишь небольшой ломтик хлеба, но каждый день она все же отделяла от него кусочек, чтобы отдать кому-либо из больных и голодных. “Если я не сделаю этого, — говорила она, — то я и потеряю этот день жизни и, вероятно, и сама буду голодать при своей пайке”.

Так же думал и старец Зосима из Троице-Сергиевой Лавры, который говорил: “Пропал для вечности тот день, в который ты не сотворил милости. Милостыня помогает нам получить благо­дать Святого Духа”.

Если милосердие низводит на проявляющих его Божие благо­словение, то с другой стороны, немилосердные поступки христи­анина влекут за собой оставление его Божией благодатью.

Об этом так пишет прп. Исаак Сириянин: “Посему будем не­престанно понуждать себя — во всякое время внутренне быть милосердными ко всякому разумному естеству. Ибо так внушает нам учение Господне. И надобно не только сохранять это внут­реннее наше милосердие, но когда потребуют самые обстоятель­ства дел и нужда, не вознерадеть и о том, чтобы доказать лю­бовь свою к ближнему явно. Ибо мы знаем, что без любви к ближнему ум не может просвещаться Божественною беседою и любовью”.

Характерным примером этого является случай из взаимоот­ношений Московского митрополита Филарета и доктора Ф. П. Гааза.

Вот как описывает А. Ф. Кони этот случай: “Митрополиту Филарету (он был председателем комитета по помощи заклю­ченным) наскучило постоянное и, может быть, не всегда строго проверенное, но вполне понятное ходатайство Гааза о предстательстве комитета за “невинно осужденных” арестантов.

«Вы все говорите, Федор Павлович, — сказал митрополит «Филарет, — о невинно осужденных… Таких нет. Если человек подвергся каре, — значит, есть за ним вина».

Вспыльчивый и сангвинистический Гааз вскочил со своего Места. “Да вы о Христе позабыли, Владыко!”— воскликнул он, указывая тем и на черствость подобного заявления в устах архипастыря, и на евангельское событие —осуждение невинного Христа.

Все смутились и замерли на месте: таких вещей митрополиту Филарету, стоявшему в исключительно влиятельном положе­нии, никогда и никто еще не дерзал говорить.

Но глубина ума митрополита Филарета была равносильна сердечной глубине Гааза. Он поник головой и замолчал, а затем, после нескольких минут томительной тишины встал и сказал:

“Нет, Федор Павлович. Когда я произносил мои поспешные слова, не я о Христе позабыл — Христос меня позабыл”.

Так был наказан благочестивейший митрополит оставлением его Божией благодатью за проявление немилосердия.

“Не бедные имеют нужду в богатых, а богатые в бедных”, —пишет св. Иоанн Златоуст.

А другой праведник — священник из города Дара, говорил: “Мы должны быть счастливы, если бедные приходят у нас просить. Если бы они это не делали, нам пришлось бы разыскивать их”.

И у этого праведника было стремление — как можно более дарить и отдавать все другим тотчас же, как только он сам получал что-либо в подарок.

О. Иоанн С. давал такой совет:

“Просто, без больших трудов приходят к тебе деньги, — просто, не думая много и раздавай их щедро… Если нищие преследуют тебя, это значит — милость Божия непрестанно преследу­ет тебя”.

У духовно возросших христиан, исполненных милосердия, последнее дано им в такой мере, что оно изливается на всех встреч­ных и окружающих. Об этом так говорит прп. Исаак Сириянин: “Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех”.

О том, насколько для нас важно “миловать всех”, и насколько духовно обогащает милосердие самого дающего, о. Александр Ельчанинов пишет так:  “Почему надо “подавать” всякому нищему, не входя в рас­смотрение его достоинства, и даже, если знаешь, что он   недостойнейший человек? Кроме того, что дающий обогащает себя духовно, а запирающий свое сердце и кошелек — грабит самого себя, — кроме этого, отказывая в милостыне, особенно у самых врат церковных, мы наносим тяжкий вред просящему, поселяем у него злобу, убиваем веру, возбуждая ненависть к богатым, сы­рым, религиозным.

Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается, прежде всего, сам — в его душу входит светлая целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердный — наоборот — он сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.

Быть добрым, — это не значит натаскать себя на добрые поступки, а накопить тепло благодати в своем сердце, и, прежде всего — очищением и молитвой. Как не простудиться на морозе? — быть внутренне согретым. Как не охладеть в мире? — обложить сердце теплотой благодати Духа Святого.

Наше немилосердие, неумолимость, беспощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей”.

(Н.Е.Пестов. Современная практика Православного благочестия. С-Петербург 2002 стр521)

 

Похожие публикации

Оставить комментарий

-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00