Дом О милосердии Благотворительность в России конца XIX века и начала XX века.

Благотворительность в России конца XIX века и начала XX века.

by nak18

На Руси традиционно негативно относились к богатству. В отличие от католичества и протестантизма, православная этика воспитывает бедность. Успех в экономической деятельности считался зазорным, его стыдились и скрывали.

Поэтому существенной чертой менталитета многих представителей «третьего сословия» была идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Отношение предпринимателя  к своему делу было иным, чем на Западе. На свою деятельность смотрели не столько, как на источник наживы, а как на миссию, возложенную Богом.

Благотворительность – это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. Она является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Частая благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживал трудности, несчастья, лишения.

Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей – о любви к ближнему. Своё выражение это получило в раздаче милостыни. Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего.

Древнерусский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования.

Как и всюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными фондами. Именно при монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Многие представители купечества помогали самим монастырям. К примеру, новгородский купец Климята, живший в XII – XIII вв., завещал перед смертью всё своё состояние (4 села) Новгородскому Юрьевскому монастырю.

Если рассмотреть деятельность рода Строгановых, то можно отметить, что благодаря их материальной поддержке возникло целое направление в русском иконописании конца XVI – начала XVII вв.

Российский предприниматель длительное время был и фабрикантом-эксплуататором и щедрым благотворителем. И то и другое уживалось в нём. Вначале его благотворительность согласовывалась с реальными традициями и проявлялась в виде подачи милостыни нищим, а также пожертвований церковным учреждениям, раздаваемых лично и без контроля их дальнейшего использования. В 1900 г. в Москве производилось больше пожертвований, чем в Париже, Берлине и Вене. Даже Ф. Шаляпин, объездив весь мир, отмечал, что такого размаха пожертвований, как в России, нет нигде. Эта благотворительная стихия была в России дыханием времени, а для многих – нормой жизни.

Какие же чувства стояли за благотворительной деятельностью? Это и престиж, и религиозное воспитание, и комплекс вины, и чувство ответственности за судьбу народа.

С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства – покровительства искусству, наукам, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров, т.е. всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связана с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе – это явление, которое, наряду с нравственным, имело и юридические основания. В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Среди предпринимателей, как и среди других слоёв населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.

Мечтой предпринимателя было построить храм. Русский человек с подозрением относился к богатству. В народе говорили: «Богатому черти деньги куют». И тем не менее, многие богатые люди тратили деньги на благие действия. Московский купец Тихон Большаков в свободное время отыскивал древние русские книги. Сейчас они занимают целый отдел в музее Румянцевском. Книгоиздатель Солдатенков собрал коллекцию картин и подарил её музею, а после смерти завещал деньги на строительство больницы (Боткинская). Крупное пожертвование совершил Г. Г. Солодовников. По его завещанию всё состояние в размере более 20 млн. рублей было оставлено Москве для строительства домов дешёвых квартир.

Бескорыстно занималась благородной меценатской деятельностью семья известных московских кондитеров Абрикосовых. Совместно с предпринимателями Морозовыми, Поповыми она внесла 600 тысяч рублей на строительство здания Московской консерватории. Остальные 400 тысяч внесла императорская фамилия.

Велики были заслуги в области национальной культуры Саввы Морозова, представителя известной фамилии ситцевых фабрикантов, близкого друга М. Горького. С. Морозов по существу взял на содержание Московский художественный театр в самый тяжёлый для его становления и развития период. Всего в первый год существования театра он истратил на него 60 тысяч рублей. Постепенно его пожертвования стали для театра главным источником поступления средств. Им были заказаны за границей многие новейшие технические приспособления для сцены и усовершенствованное электрическое оборудование. Всего же строительство обошлось Морозову в 300 тысяч рублей. Общие его расходы на Художественный театр в 1898-1903 гг. приблизились к полумиллиону рублей.

Многие российские предприниматели внесли немалый вклад в развитие культуры. Так, Алексей Хлудов собрал большую коллекцию древних рукописей. Хлудовская библиотека староверческих печатных книг являлась богатейшей в России. Она легла затем в основу отдела рукописей Исторического  музея. Купец Бахрушин основал в Москве Театральный музей.

В начале XX в. в России действовало около 5 тысяч благотворительных обществ. Немалую роль играла религиозность предпринимательского сословия, следовавшего евангельской формуле: «Кто  одел голого, накормил голодного, посетил заключённого, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил».

Несмотря на широкую помощь неимущим, купеческие благотворители не пользовались популярностью как в социальных низах, так и в интеллигентной среде, где традиционно царило убеждение, что предпринимательство – разновидность мошенничества.

Необходимо отметить, что оказавшись насильственно оторванными от Родины лучшие представители деловой элиты России и в эмиграции не утратили веры в возрождение «русских хозяйственных мужиков», каковыми они с гордостью называли себя. Их деятельностью руководила и готовность служить её благу на любом поприще.

Именно российские предприниматели материально подготовили расцвет национальной культуры в конце XIX – начале XX вв. Предприниматель, жертвующий большие средства на поддержку национальной культуры, даёт понять, что он собирается вести свои дела основательно, это некий знак солидности предприятия.

Бесспорно,  что у состоятельных людей всегда  больше возможностей делать добро ближнему. Известно, что осуществлять помощь нуждающимся должно правительство, общественные организации. Их задача и состоит в том, чтобы  этих нуждающихся в частной благотворительности не было. Правительственные ссуды должны помочь нуждающимся найти заработки, т. к. даровые пособия оказывают деморализующее влияние. Вместе с тем должны быть решены многие вопросы просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Но у государства не хватает средств на социальные нужды. Огромные деньги идут на административный аппарат, военные нужды и т. д. Люди же, не накопившие собственные средства и рассчитывающие только на помощь государства при непредвиденных событиях личной жизни попадают в очень сложные обстоятельства. Поэтому никто не должен мешать частным благотворителям проявлять своё желание помочь попавшим в беду.

 

И. В. Семенченко, Л. В. Щетихина

Похожие публикации

Оставить комментарий

-
00:00
00:00
Update Required Flash plugin
-
00:00
00:00