Ртищев Федор Михайлович (1625 – 1673) – государственный деятель, родоначальник русской благотворительности. В молодости жил отшельником под Москвой, щедро жертвуя свое имущество. Услышав о Ртищеве, царь Алексей Михайлович сделал его своим постельничим, поручив ему заведовать Государевой Мастерской палатой, затем приказом большого двора. Пользуясь покровительством царя, на месте своего первоначального поселения Ртищев построил Спасо-Преображенский монастырь, открыв при нем училище, где 30 вызванных им из Киева ученых монахов обучали юношество языкам, риторике и философии. Впоследствии училище было переведено в Заиконоспасский монастырь и стало основой Славяно-греко-латинской академии.
В 1650 г. Ртищев основал за городом гостиницу для бедных, продал все свое имущество, включая одежду, чтобы помочь нуждающимся. Бесплатно отдал свои лесные дачи жителям Арзамаса. Открыл первую в Москве бесплатную больницу.
Хотя Ртищев являл собой воплощенную скромность и отказался от боярского чина, у него было много врагов. Его обвиняли в ереси за то, что он указывал на неправильности в церковной службе. Однажды Ртищева пытались убить во дворце, и он спасся в царских покоях. Благоволивший Ртищеву царь Алексей Михайлович назначил Ртищева главным сокольничим, перу последнего принадлежит устав соколиной охоты. Кроме того, Ртищеву было поручено воспитание наследника Алексея Алексеевича.
Впрочем, не государственная деятельность в точном смысле слова была настоящим делом жизни Ртищева, которым он оставил по себе память: он избрал себе не менее трудное, но менее видное и более самоотверженное поприще – служение страждущему и нуждающемуся человечеству.
Биограф передает несколько трогательных черт этого служения. Сопровождая царя в польском походе (1654 г.), Ртищев по дороге подбирал в свой экипаж нищих, больных и увечных, так что от тесноты сам должен был пересаживаться на коня, несмотря на многолетнюю болезнь ног, в попутных городах и селах устроил для этих людей временные госпитали, где содержал и лечил их на свой счет и на деньги, данные ему на это дело царицей.
Точно так же и в Москве он велел собирать по улицам валявшихся пьяных и больных в особый приют, где содержал их до вытрезвления и излечения, а для неизлечимых больных, престарелых и убогих устроил богадельню, которую также содержал на свой счет. Он тратил большие деньги на выкуп русских пленных у татар, помогал иноземным пленникам, жившим в России, и узникам, сидевшим в тюрьме за долги. Его человеколюбие вытекало не из одного только сострадания к беспомощным людям, но и из чувства общественной справедливости.
В 1671 г., прослышав о голоде в Вологде, Ртищев отправил туда обоз с хлебом, так будто порученный ему некоторыми христолюбцами для раздачи нищим и убогим на помин души, а потом переслал бедствующему городу около 14 тыс. рублей, продав для того часть своего платья и утвари. Ртищев, по-видимому, понимал не только чужие нужды, но и нескладицы общественного строя и едва ли не первый деятельно выразил свое отношение к крепостному праву.
Биограф описывает его заботливость о своих дворовых людях, и особенно о крестьянах: он старался соразмерить работы и оброки крестьян с их средствами, поддерживал их хозяйства ссудами, при продаже одного своего села уменьшил его цену, заставив покупщика поклясться, что он не усилит их барщинных работ и оброков, перед смертью всех дворовых отпустил на волю и умолял своих наследников, дочь и зятя, только об одном – на помин его души, возможно, лучше обращаться с завещанными им крестьянами, “ибо, – говорил он, – они нам суть братья”.